С первого взгляда

– Работа с новичками начинается в тот момент, когда я первый раз смотрю на кандидата. Так бывает не всегда, но когда возникает критическая ситуация, лично проверяю, какие люди пришли на собеседование в подбор персонала. «Очаково» – стратегический объект из-за того товара, который мы производим. Есть своя специфика, а я ключевая фигура в цепочке между заказчиком и исполнителем, именно с меня спросят, если что-то пойдет не так. Нам важно, чтобы человек работал постоянно, а не отработал первые 5 дней, получил деньги, ушел и пропал… Поэтому так важно правильное взаимодействие с новичками с первой минуты. Да и в дальнейшем людей не оставляют без внимания. Считаю ли я это наставничеством? Даже больше – нужно быть не только психологом, но и воспитателем, и контролером, и поддержкой. Нельзя полагаться только на наказания, кого-то стараешься понять, кому-то делаешь «последнее» предупреждение, кому-то помогаешь, чем можешь. Работая в компании, за последние 5 лет я была дома всего 40 дней.
Важно не просто задавать вопросы, надо смотреть на мимику лица, жесты, как человек двигает руками, ногами, как у него бегают глаза – и сразу видно, обманывает ли человек или говорит честно. Нет смысла скрывать, что к нам приезжают со всей России люди, которые стали неугодны у себя дома. Много и тех, у кого действительно на родине нет работы, и таких тоже сразу видно.
– Как же в такой ситуации обеспечить производство надежными кадрами?
– Компания полагается на проверенных, постоянных сотрудников. Если к нам за неделю придет 30 новых человек, а к понедельнику из них останется четверо, то это крайне невыгодно. Поэтому мы ценим тех, кто работает стабильно. Например, Любовь Никандрова, которой в мае исполнилось 58 лет, трудится в «Очаково» уже 3 года и, надеемся, останется здесь и дальше. Прекрасно показала себя за 5 лет работы посудомойщица Татьяна Голованова. Большой текучести кадров на нашем объекте нет, но есть сезонность. Летом «горячий» сезон, потому что нужны охлаждающие напитки, а зимой количество работающих сокращают до 60 человек, и вот эти люди – основа коллектива. Они практически никуда и не уезжают, все время на одном месте. Компания «Очаково» создает рабочие условия по советским меркам, а это значит, что в праздники люди отдыхают, не перерабатывают. Например, на Новый год к государственным каникулам компания добавила еще 10 дней. Так что все, кто хотел съездить домой, успели повидаться с родственниками и даже не брали отгулы, просто сразу перевахтовывались без всяких простоев.
– Расскажите, как Вы помогаете новичкам влиться в этот дружный коллектив, стать постоянным работником?
– Буквально на днях к нам приходил на экзамен новый водитель погрузчика – Артур. Это такая должность, что возможности обучать кого-то с нуля нет, кандидат сразу начинает работать на территории объекта, поэтому мы предварительно смотрим, как он справляется с техникой. Я сразу сказала, что он нам подходит, и человек отправился заключать договор и оформляться на работу. Почему так произошло? Мы прошли по территории, осмотрели и опробовали технику. До этого мужчина трудился в компании «Роллтон», это недалеко от Щелково, уже имеет солидный опыт.
Работники погрузчиков, как правило, нанимаются к нам на сезон и получают хорошие деньги. Если они отрабатывают 3 месяца, на четвертый ставка вырастает. Когда мы стояли с новым водителем и осматривались на территории, опытные работники подходили, сразу здоровались и знакомились с Артуром. Когда он позже закончил оформление, сказал: «У вас тепло как дома! Я больше никуда ходить не буду, останусь работать с вами». Очень многое зависит от того, как встретишь человека, какие есть условия проживания.
Однако важен не только первый этап, но и условия проживания, своевременность выплат, рабочие условия... Однажды мы жили рядом с кладбищем, и это было ужасное место по своему эмоциональному фону. Я написала руководителю письмо с просьбой нас переселить. Помните стихи: «а из нашего окна площадь Красная видна!»? А из нашего окошка – только кладбище немножко…  Настояла, сказала «приезжайте, посмотрите сами – рядом с общежитием кладбище, кирпичный заводик и крематорий». Там же выспаться невозможно! И нас перевели в общежитие рядом с заводом. Тут уютные комнаты, уборка помещений, регулярная смена белья, хорошие условия для жизни и отдыха между рабочими сменами.
– Часто Вам приходится решать бытовые вопросы?
– Ко мне как к бригадиру работники подходят со всеми вопросами, с любыми мелочами. Заболела голова – за таблетками, за едой, за посудой, за деньгами… Кстати, у нас новым людям платят аванс, правда, не в первый день, а через неделю. Вознаграждение выдают стабильно, каждую пятницу. Все, кому приходится ездить до работы хотя бы 3 остановки, получают «дорожные» доплаты. Новичкам выдают спецовку, делают медицинскую книжку.
Недавно к нам приехала семейная пара. Им поначалу не понравилось, но я уговорила их остаться на ночь в общежитии – куда деваться приезжим в Москве вечером? Мы напоили их чаем, нашли для них тапочки, какие-то мелочи. Уже утром они передумали и решили остаться. Я объяснила, что объектов у нас много, если не получится на одном, можно подобрать другое место. Когда новички все узнают, желание у нас работать заметно усиливается. И они уже готовы трудиться над тем, чтобы закрепиться на своем рабочем месте.
– Предусмотрен ли для новых работников какой-то период для обучения или стажировки?
– Большинство вакансий этого не требуют – грузчики, водители, комплектовщики, мойщики посуды. А вот инструктаж приходится проводить, так как многие, в особенности бытовые вопросы, нужно уточнять. В частности, у нас в общежитии нет семейных комнат, и организовывать их не будем. Это невыгодно как самим работникам (плата за место – 200 рублей в день, в комнате 8 мест, семья не захочет полностью выкупать всю комнату), так и компании. Приходится объяснять, так как многие приезжают семьями и хотят поселиться вместе. Но из прошлого опыта, когда мы пробовали селить вместе 2–3 семьи, стало ясно, что хозяйки вместе не уживаются и постоянно возникают конфликты. Теперь комнаты строго – мужские и женские отдельно.
Я и сама живу в общежитии, за многие годы научилась сразу видеть тех, кто останется и будет работать, а кто сразу уволится. Многие приходят устраиваться в подбор персонала, просто потому что, приехав, в первый день не смогли никуда устроиться и им надо где-то переночевать. Я же знаю всех своих сотрудников. Встаю каждый день в 5.15, бужу тех, кому надо идти на работу в первую смену. Сейчас у меня больше 100 человек. Знаю, кто что ест, что носит, какие проблемы дома, о чем думает, к которому часу заступает на работу.
– Однако не все выдерживают и вновь перевахтовываются. Почему?
– Например, казалось бы, простая должность – мойщица оборудования, но немногие остаются тут работать. Я каждой новенькой объясняю – это очень тяжелый труд. Первые дни после смены будут болеть все мышцы. На этой позиции неделя уходит на адаптацию. Первый день – стажировка, затем с новенькой работает наставник, следит за тем, как она справляется, помогает и подсказывает. Ведь в нашу посуду разливаются соки для детей, напитки, а если в магазине в бутылке обнаружится что-то постороннее, то компании будут выставлены миллионные штрафы! Это очень большая ответственность. Если человек на этой должности отработал 10 дней, я понимаю, что на него можно положиться и вахту эта работница отработает, а затем и снова вернется в «Очаково». Сейчас у нас как раз сложился такой коллектив, который работает слаженно и дружно. На то время, когда кто-то уезжает в отпуск, мы даже не берем замену, так как уверены, что человек вернется вовремя.
Даже на такой позиции, как работа грузчиком, я первые дни наблюдаю за работником, спрашиваю мастеров, как он справляется. Ведь и грузчику требуются определенные умения, коммуникабельность, аккуратность. Мы поставляем соки, компоты и воду для детей, эта продукция находится под особым контролем, поэтому все должны быть в чистой обуви и спецовках. Мы следим за этим, старший продавец из нашего фирменного магазина может позвонить мне и сделать замечание, что грузчики в грязной одежде. Я проверяю и могу даже сама постирать – у нас есть стиральная машина в общежитии. И работники помогают друг другу, учат новеньких пользоваться стиральной машиной, например, не заправлять одновременно белье и робу или черное и белое. Не все мужчины об этом сами могут догадаться.
– Вернемся к вопросу о наставничестве...
– Есть ли у нас система наставничества? Конечно, опытные работники помогают новеньким освоиться, например, рассказывают, как растет ставка, как правильно выполнить ту или иную работу. У нас есть такие люди, на которых я уже могу положиться, доверить им какие-
то моменты.
В «Очаково» работает по 150 человек и надо четко понимать, где каждый находится в любой момент времени. А то бывает из общежития вышли, а на работу не дошли. Если что-то не так, мне сразу начинают звонить. Например, прошло 15 минут после начала смены и кого-то из работников нет. Я иду и проверяю журнал регистрации – иногда люди забывают в нем отметиться. Нахожу человека на его рабочем месте и напоминаю, что он не записался в журнал, а значит, оплату за этот день не получит. Идет – записывается.
С другой стороны, своим одеялом всех не укроешь и хорошей для всех не будешь. Руководителю необходима жесткость, не надо быть «добренькой», к хорошему это не приводит. Рабочие должны понимать, что за вашей мягкостью есть характер и как ты сказала, так и будет. В противном случае, они тебя просто не услышат.

Ирина Корягина

Поделиться

02.07.2018


Комментарии

Читать все

captcha