Как информатика сибиряка до Москвы довела

Чем не идеальный поступок для специалиста-информатика экономического профиля со знанием математического анализа, статистики и теории вероятностей? Ведь начинали же свой путь видные красные директора с позиции ученика токаря, а великие художники подмастерьями, набивая руку смешиванием красок. Правда, без усмешки, это сильный ход. И за 12 лет с того дня Артемий Чикунов «на пять» освоил управление розницей, сетевыми коллективами, выработал свою систему управления и подбора кадров, по ходу дела открывал фирменные магазины и выводил с нуля новые бизнесы.

Теперь он работает координатором во франчайзи «СТС Групп».
– Здесь я с 12 июля этого года, – говорит Артемий.
– Что вы получили в свое управление?
– У меня на данный момент 10 объектов, выход в общей сложности на всех 140 человек. Есть, естественно, бригадиры, через них решаю все вопросы. Девять бригадиров, один, так скажем, сдвоенный. Преимущественно юг, юго-восток.
Поскольку я пришел в «СТС Групп» из розницы и с достаточно большим опытом, я понимал, в чем суть работы. Раньше я на торговле металлом искал аутсорс, а еще поработал у друзей как исполнитель, то есть я пришел с пониманием, что надо делать. Опыт работы управления людьми богатый. Как функционирует компания, мне тоже понятно. Я принял все объекты в один день, оставалось только узнать внутреннюю структуру компании, все основы работы в базе 1С. За неделю освоился.
– А как конкретно сюда попали?
– Искал работу, связанную с прямым продолжением моего опыта, то есть по управлению розницей. Я не хотел конкретно директором магазина или что-то подобное. И в то же время искал смежные области, которые мне интересны.
– Управление розницей – это ваше увлечение?
– Да, я всю жизнь связан с управлением розницей. С 18 лет. Хотя стало приедаться. На пятом курсе вуза я устроился в розничный магазин компьютерной техники как продавец и начал с низов… Сейчас мне 30 лет. Родился и вырос в Сибири, в Иркутской области. Образование – прикладная информатика в экономике. У нас была замечательный преподаватель. Панковец Лариса Николаевна вела предметы: матанализ, теория вероятности, статистика. Ее увлечением была программа Microsoft Office Excel, впоследствии которая стала и моим любимым инструментом. Это очень шикарная программа, я через нее могу делать очень много – это же, по сути, язык программирования. И макросы можно писать, и различные расширения. С помощью этой платформы я управлял компанией. И расчеты, и анализ, и прогнозирование там доступны…
– А наша 1С, которая стала цифровой платформой компании?
– Скажем так, я видел и поинтереснее 1С. Но сама идея скрестить в ней все и реализовать в одном месте – это супер! Хотя в плане реализации еще много предстоит сделать. Все то же самое возможно и в Excel. Но 1С все равно более ориентирована на ведение бизнеса. Первое время у меня был шок от объема информации, хотя в 1С работаю 10 лет, и мне разобраться во всем было несложно. Недели через две я уже ребятам помогал, которые до меня сидели над ней. Благодаря тому, что мне дал вуз, я многое в работу привношу. А окончил я Байкальский государственный университет экономики и права. В Иркутске.
– Как вы управляете бригадирами?
– По части работы с персоналом у меня уже давно выработана своя система, как взаимодействовать с людьми. Первое время я взял на себя функцию управления всем штатом в 90 человек – мне надо было узнать, с кем я имею дело. Раньше работал с продуктом, а сейчас продукта как такового нет. Реализация, поиск каналов сбыта и прочее – прочее, оно ушло. Сейчас упор на управление персоналом. Познакомился со всеми, выяснил, где нормально, а где не нормально. Начал проводить собрания, общаться с людьми, потом общаться с бригадирами. В этом процессе знакомства с бригадирами я понял, что это за человек, что можно, что нельзя, насколько он владеет информацией или нет.
Я взял за основу регламент компании и поехал проверять, что они знают и что они умеют. Выяснилось, мягко говоря, что все было печально. Пришлось строить систему заново, увольнять много людей: был большой список, и порядка трети отсутствовало на объектах. Список есть, а людей нет – они, оказывается, уже не работают. Бригадир не владел информацией, там не знали что-то, тут по регламенту тоже понятия не имели… Очень много было сложностей на первых порах, очень много общения, времени, трудозатрат, телефонных звонков…
Потом я потихонечку выработал систему, распределил обязанности, что за кем, создал регламенты, расписал все… Я люблю писать. Если мне нужно написать инструкцию, я могу как в запое сесть и написать. Схемы, тексты, задачи…
– Логика вошла в ваш характер?
– Я очень логичный человек. Если что надо купить, я восемь раз перечитаю в интернете чужие мнения, советы, тесты, обзоры… Решаю, насколько мне это пригодится, практично и так далее…
Итак, расписал, распределил, настроил работу так, чтобы в мое отсутствие бригадиры знали, что делать, решали определенные вопросы, сотрудники, приходя на объекты, четко знали, что к чему…
– А что, регламентов разве не было?
– Регламенты были, но они как-то на словах передаются. Инструкции всегда есть, а вот дополнительного материала, связанного с обучением, его, как правило, не достает. Если обучающий материал для бригадиров есть, то он тоже неполный. Я брал за основу какую-то информацию, которая была доступна, и, исходя из того, что мне говорили коллеги, я дописывал. Это моя внутренняя связь с бригадами.
Я развез материалы: у меня на объектах тетрадочки, все, что надо, записываю, сотрудники делают, что им положено.
– А тот путь, что вы прошли до «СТС Групп», был настолько же логичен?
– Когда я окончил очное, бюджетное отделение, куда поступил своими силами, мы с моей девушкой уехали в Новосибирск, собственно, там с ней мы и начали свою совместную жизнь. Важно было, что мы оба из одного города, оба сибиряки, она поехала в Новосибирск учиться по специальности.
– А что у нее за профессия?
– Она специалист по туризму и там доучивалась. Я работал, мы прожили шесть лет в Новосибирске, перетащили туда часть родственников, друзей. Я там, в DNS, продвинулся достаточно хорошо по карьерной лестнице. Это большая компания, и в то время они открывали для бизнеса центральные регионы – Москва, Питер, заходили из области в Москву…  Мне предложили на вырост открывать регионы, я согласился и так очутился здесь, в Москве. Сначала были Подольск, Щербинка, Балашиха – я открыл пять магазинов. Поработав здесь, открывая магазины, понял, что уровень московских центральных компаний несколько выше. Как компания в целом видит свое развитие, сколько она денег тратит на людей, на сотрудников, сколько денег тратит на рекламу и на все бюджеты. Отношение к людям во многом другое. Цели развития немножко другие. Если там розница шла магазинная, выставочная (вот зал торговли и все), то здесь уже больше цифровая: все в интернете, все дистанционно, магазины, какие-то точки выдачи, то есть немножко другая система развития. Здесь компании уже мыслят по-другому. И там по-другому. Помимо уровня заработной платы, естественно, и отношение к людям другое.
В DNS я понял, что усилий очень много, а отдачи от компании никакой – ни в деньгах, ни в развитии. Перебрался я в re:Store (реСтор) – это фирменные магазины, которые продают айфоны Эпл, это сеть, холдинг, у которого только фирменные магазины. А я пришел в реСтор, когда еще Эпл не было в России официально…
Компания московская. Поработал я там год, познакомился к тому моменту уже со многими людьми, помогал, на стороне подрабатывал, и позвали знакомые в другую компанию, развивать ее сеть. Так я попал в металл. Это пункты приема, металл и переработка. Работа управленческого характера, то есть я занимался непосредственно развитием сети, точками приема, выходом на новые рынки и выходами в интернет на всякие площадки. Была компания достаточно скромная, которой управляли люди такого характера… несколько из прошлого. Они не понимали, что есть в интернете, как надо продвигаться, рекламироваться, то есть у них была база и все. Так и получилось, что я там отработал три с половиной года, развил сеть по Москве и области, открыл 14 пунктов приема, вышел на новые рынки, в интернете компания появилась, сайт сделал, то есть полностью бренд-бук создал. Очень много работы было сделано. Вышли на новые рынки, на которых они ранее не работали.
Потом в один момент им стало достаточно, сказали, все, нам хватит, остановимся на этом. А мне было недостаточно. Начал предлагать им варианты, чтобы увеличить свою материальную долю, но ни к чему мы не пришли…
– То есть хотели стать партнером…
– Да, быть более заинтересованным, они сказали, что нам это неинтересно… И я пошел дальше искать работу, позвали меня в Магнит. Огромная федеральная сеть, естественно, мне наговорили там всего, до золотых гор. Я прошел весь курс стажировки, сдал все на позицию директора магазина, но даже директором магазина никто не спешил меня ставить. Поэтому фактически я работал директором, а числился у них по базе где-то в офисе. Не могли по техническим причинам, по каким-то постоянным отговоркам. Отработал я там где-то шесть месяцев, понял, что завтраками меня хватит кормить, я достаточно самостоятельный, чтобы даже свою фирму открыть. И после Магнита я нашел компанию «Продукты Ермолино». Это крупная федеральная сеть, которая производит сама и реализует свою продукцию через сеть фирменных магазинов. У сельского хозяйства закупают сырье на переработку, у них три огромных завода: кондитерские изделия, молочная и колбасная продукция, полуфабрикаты. Я там был территориальным менеджером от 10 до 12 магазинов. Много людей, полностью контроль на мне, начиная с найма временного персонала до открытия торговых точек, запуска в работу и полного контроля. Все было отлично, все работало, пока не начались преобразования. Собственник просто решил перелопатить весь бизнес, сократил много персонала, в том числе и меня. Я просто попал под сокращение, меня никто и не знал, спустили список фамилий и меня сократили. В один день. Вся компенсация была без проблем.
После этого я поработал на некоторых проектах, у знакомых, чуть-чуть отдохнул и после Кубка Конфедерации, где я тоже работал, нашел «СТС Групп».
***
Кажется, все просто. Обычный путь целеустремленного человека, грамотного, образованного. В этой обычности и надежда на лучшие годы для нашей страны. Я часто общаюсь с молодыми людьми нескольких возрастов. И точно знаю: грамотные, крепкие люди в России не переводятся. Появилась и развивается даже некая мода на знания и здоровый образ жизни. Как и у Артемия, который любит все виды массового спорта, поездки по Байкалу, куда уже не так часто, как хотелось бы, он приезжает.
Миграция в России приобрела системный характер. Это не так давно по меркам государства признало и правительство. Нам предрекают значительное увеличение городов-миллионников, обезлюживание сельских территорий, исчезновение ряда профессий и специальностей. Однако параллельно идет и очень мощный живой процесс, который наряду с отходничеством, когда человек без надежды на государство, берет свою судьбу в свои руки, что подталкивает его к получению новой профессии, к смене места жительства, а по большому счету делает нас сильнее. Да, не всех. Но поступки сильных воодушевляют сомневающихся…
И Артемий – по-гречески «невредимый».
 

Алексей Турин

Поделиться

09.01.2018


Комментарии

Читать все

captcha